10 сентября ежегодно в мире отмечается
День предотвращения самоубийств.
Суицидальное поведение вызывает серьёзную тревогу во многих странах. Всемирная организация здравоохранения опубликовала данные, согласно которым самоубийство является тринадцатой по счету причиной смертности на земном шаре и четвертой - для лиц в возрасте от 15 до 44 лет. Ежегодно около миллиона человек добровольно уходят из жизни, суицид совершается каждые 40 секунд, но еще больше людей, особенно молодого возраста, предпринимают суицидальные попытки.
Что означает:
Самоубийство (суицид) - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.
Выделяется 3 типа суицидального поведения (Личко А.Е.):
· 1) демонстративное без намерения покончить с собой
· 2) аффективное - суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта
· 3) истинное - обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.
Причины:
· 1. Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление);
· 2. Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность);
· 3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания);
· 4. Конфликт, связанный с работой или учебой;
· 5. Материально-бытовые трудности.
Выделяют следующие причины подростковых самоуйбийств:
- конфликты с окружающими - 94%, в первую очередь с родителями - 66%
- переживание обиды - 32%
- чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания - 38%
- состояние здоровья - 15%.
Детским попыткам самоуйбийств могут предшествовать:
- вина и стыд за проступки
- насилие над детьми, развод родителей
- алкоголизм или амбивалентное отношение матери
- потеря близких, а также гиперопека или заброшенность
Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.
· 1. Протест - непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.
· 2. Призыв - желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: "Посмотрите, как мене больно!"
· 3. Избежание - устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания.
· 4. Самонаказание - протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.
· 5. Отказ - полная капитуляция, сближение цели суицида с мотивом, нарастает серьезность.
Психологические особенности самоуйбийц (Слуцкий А.С., Занадворов М.С.)
- Эгоцентризм. Человек весь погружен в себя, свои мучительные переживания, страдания.
- Аутоагрессия. Негативное отношение к себе включает негативную самооценку, суицидальные мысли и действия.
- Пессимистическая установка на перспективы выхода из кризиса, депрессия.
- Паранойяльность. Одна ценность приобретает сверхценный характер, если она не удовлетворяется, то вся жизнь обессмысливается.
- Система мотивов. Суицидальное поведение всегда полимотивировано и зависит от многих факторов: возраста, пола, социального, экономического положения, причины самоубийства.
Признаки появления суицидальных намерений у детей.
- Сужение интересов, внутренняя концентрация
- Торможение агрессии, направленной вовне и переключение ее на собственную личность
- Желание умереть и фантазирование на темы самоубийства.
Как относиться:
Если вы родитель, воспитатель, социальный работник или любой другой специалист, который сталкивается с какими либо проявлениями суицидального поведения, вам необходимо знать о мифах, существующих в обществе:
· 1) "У самоубийцы нарушена психика". Лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.
· 2) "Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные и эксцентричные люди". Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.
· 3) "Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят". Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии, а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.
· 4) "Существует наследственная предрасположенность к суициду". Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.
· 5) "Тот, кто действительно решает лишить себя жизни вряд ли будет предупреждать об этом окружающих". Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса.
Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из близких или клиентов выражает суицидальные намерения. Это могут быть:
- страх, тревога, сочувствие
- нетерпение, раздражение, отвержение.
Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно и он пытается найти выход из кризисной ситуации.
Для подростков проблема собственной смерти может быть связана с развитием самосознания, процессом поиска смысла жизни и этот вопрос им необходимо решить для перехода к зрелости. 50 % подростков думали об этом (по анкетным данным).
Что делать:
Если вы не видите серьезных оснований для кризиса и он продолжается - необходимо обсуждать трудную для подростка ситуацию и искать ее причины. В детском возрасте трудно переоценить роль спокойной уверенности и любви матери в предотвращении суицидальных попыток. Сплоченность родителей, умение нести ответственость за суицидальное поведение детей (не обольщайтесь - это не только "шантаж"), установление доверительных отношений с детьми могут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков.
Наш адрес:
ул. 10 лет Октября,6
Телефон «Доверие»
6-24-20
Учреждение
«Речицкий территориальный центр социального обслуживания
населения»
Отделение социальной адаптации и
реабилитации
Речица
2020
*********************************************************************************************************
Типологии причин подростковых самоубийств.
На первом месте среди оснований для совершения подростками самоубийства стоят внутрисемейные конфликты, возникающие из завышенных требований взрослых к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Одни родители не обращают на сына или дочь никакого внимания, занимаясь исключительно собственными проблемами. Другие же стараются обеспечить детям хорошее будущее, записывая их на занятия, в секции и кружки, во всевозможные школы. Причину самоубийства в таких случаях Российский психолог Л.В.Ким «называет прессингом успеха», когда игнорируются реальные возможности детей. Завышенные требования формируют у подростка чувства вины перед родителями, неуверенность, заниженную самооценку. В результате даже обычная двойка может стать толчком к совершению самоубийства. Существенную роль играет нарушение структуры семьи в целом, так как около половины предпринявших попытку самоубийства подростков выросли в семьях, в которых один из родителей умер или покинул семью.
Второй, не менее значимый побудитель детских самоубийств – конфликты в школе. Российский психолог Е.Вроно отмечает, что около 70% подростков, предпринявших незавершенный суицид назвали именно эту причину.
Несчастная любовь и конфликты на сексуальной почве достаточно часто толкают подростков к роковому шагу. Иногда подростки просто играют со смертью, прибегая к угрозе самоубийства как к последнему аргументу при выяснении отношений. То есть «несчастная любовь» может декларироваться как причина демонстративного суицида.
Трансформации во внешнем виде и поведении:
- Постоянное тоскливое выражение лица, угрюмость, подросток отказывается выполнять домашние обязанности, бессмысленно проводит время, часами лежа на диване, и другое;
- Тихая монотонная или ускоренная эмоциональная речь, краткость ответов на заданные вопросы или молчание;
- Причитание, склонность к нытью, ворчливость;
- Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, систематизация фотографии в альбоме особенно если ребенок раннее этого не делал, раздача личных вещей;
- Повышенный интерес к орудиям самоубийства, например интерес к тому, как, сколько и каких таблеток нужно принять, чтобы уснуть и не проснуться, с какого этажа следует падать чтобы разбиться насмерть и т.д;
Эмоциональные изменения:
- Скука, грусть, уныние, злобность и раздражительность;
- Безразличное или враждебное отношение к окружающим, ненависть к их благополучию;
- Ощущения отчаяния, беспричинный страх и тревога;
- Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий, а так же гибели людей или собственной.
Психические и физические отклонения в здоровье:
- Депрессия, невроз, шизофрения;
- Постоянная слезливость глаз и расширение зрачков;
- Сухость во рту, нехватка воздуха, повышение артериального давления;
* Бессонница или повышенная сонливость;
- Уменьшение или повышение массы тела;
- Снижение либидо, нарушение менструального цикла.
Оценка собственной жизни:
- Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, отсутствие планов на будущее;
- Рассуждение об утрате смысла жизни, о смерти и самоубийстве, разговоры прощального характера, составление прощальных записок или писем.
Все перечисленные выше особенности поведения подростка должны насторожить окружающих его взрослых, ибо боязнь смерти у несовершеннолетних не базируется на их осознанном ощущении ценности и неповторимости жизни. Общая неустойчивость, недостаточная критичность, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения бережного отношения к бытию, что при возникновении любой конфликтной ситуации станет предпосылкой суицидального поведения.
Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, должна вестись комплексно и параллельно со школой осуществляться в семье. Особое внимание желательно акцентировать на таких моментах, как необходимость в разговорах с ребенком с раннего детства подчеркивать ценность и неповторимость жизни. Чрезвычайно важно выделать сыну или дочери время для обдумывания происшедших событий, определение своего отношения к ним, позволяя при этом выражать любые эмоции и не ожидая постоянного веселья и жизнерадостности. Наилучшим помощником в преодолении возникшей стрессовой ситуации может стать спокойная домашняя обстановка, вовлечение в привычную повседневную деятельность.
Для предотвращения трагического исхода, по мнению детского психиатра Е.Вроно, законным представителем детей следует объяснить, как обсуждать с ребенком произошедшее травмирующее событие. Во-первых, родителям необходимо быть достаточно сдержанными при выражении своих эмоций по поводу даже самых неблагоприятных для сына или дочери ситуаций. Помогая детям высказать свои чувства, взрослые должны выслушивать их без вынесения суждений или оценок, но пояснить, что переживания и слезы из – за неприятностей-нормальное явление, они свойственны всем людям. Во-вторых, в зависимости от характера проблемной ситуации родителям необходимо внушать подростку, что происшедшее не его вина, а результат его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем. В – третьих, важнее всего всячески демонстрировать ребенку свою любовь, готовность прийти на помощь в разрешении проблемы, но одновременно давать возможность почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью. Чего ни в коем случае нельзя делать – это играть на самолюбии подростка, провоцировать его на самоубийство и думая, что он не способен совершить подобный поступок.
Вторичная профилактика проводится в отношении тех, кто высказывает желание покончить с собой. И здесь следует особенно опасаться упомянутого мифа, что рассуждающие о самоубийстве никогда его не совершают. На самом деле многие подростки перед попыткой суицида раскрывают задуманное, прибегая к перечисленным выше выражениям типа «когда меня не станет…», которые должны насторожить педагогов и родителей. Такие высказывания ни в коем случае нельзя игнорировать, ибо окончательные приготовления к самоубийству могут быть сделаны очень быстро и привести к трагедии.
Как упоминалось, подтолкнуть ребенка к самоубийству способна практически любая стрессовая ситуация. Чтобы помочь ему выйти из нее, надо умерить критичное отношение подростка к себе, проявляющееся в высказываниях наподобие «я плохой», «все у меня плохо», «ко мне плохо относятся» и прочее. Следует также установить заботливые взаимоотношения с подростком, чтобы постараться понять переживания ребенка и помочь ему самостоятельно разобраться в своих чувствах. При этом психологи советуют:
- обращать внимание на отношение подростка к самоубийству: лучше, если оно пугает, и хуже, если воспринимается спокойно;
- всерьез воспринимать все происходящие с ребятами события, проявляя внимание к второстепенным, на первый взгляд, деталям поведения;
- открыто обсуждать возникшие у детей проблемы, поскольку подобный разговор снимает тревожность и уменьшает риск совершения самоубийства.
Американский исследователь Эрл Гроллман сформулировал несколько требований проведения беседы с подростком, продумывающим способы ухода из жизни. Для начала он рекомендует непросто принять суицидента как личность, способную на самоубийство, но и признать за человеком формальное право совершить такой шаг. А во время самого диалога взрослому рекомендуется:
- внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа « у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
* постараться изменить романтический – трагидийный ореол
представлений подростка о собственной смерти;
- не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- провести конструктивные способы ее решения;
- одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направлена на укрепление его сил и возможностей.
Озвучивание подростком мыслей о самоубийстве должно
насторожить и родителей, которым следует полностью изменить стиль взаимоотношений с ним. Взрослые должны знать, что единичные разговоры по душам ситуацию не исправят, ибо после первой беседы на тему самоубийства подросток как бы обретает веру в себя, но в течение какого-то времени возможен возврат намерений. Поэтому родителям важно наблюдать за ребенком, проявлять к нему особую заботу и разобраться в причинах высказываний подростка.
Детям в семье нужно постоянно напоминать о том, что в жизни, как в природе бывает все: бури, ураганы, штили, затишье. Бывает ненастно, холодно, а вместе с тем и тепло, светло, солнечно. Без всего этого не существует природы и не существует жизни. Мы только должны знать, что плохую погоду можно переждать и со всеми трудностями можно всегда справиться. Задача каждого человека - пройти свой жизненный путь достойно, наполнить жизнь содержанием и смыслом.
Каждый день нашей жизни особенный и неповторимый, улетающий в вечность безвозвратно. Чувствовать эти мгновения жизни, наслаждаться ими - огромное счастье и талант. Так будем же в этом все талантливы!
Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростками:
- Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
- Правил, ограничений, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в стиле «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
- Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребности в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем взрослых).
- Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
- Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
- О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
Важно помнить, что гораздо легче предупредить появления трудностей, чем потом преодолевать их.
Полезные советы родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей
1. Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, встретив на своем пути неудачи.
2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам, объясняя, что для успеха требуется время и терпение.
3. Развивайте волевые качества, воспитывайте здоровую продуктивность:
- формируя приоритеты в деятельности,
- обучая постановки конкретных целей,
- обучая распределению времени,
- обучая разделению любой деятельности на этапы.
4.Будьте терпимы.
5.Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому заниматься своими делами.
6.Помогайте учиться строить его систему ценностей.
7.Помогайте в удовлетворении основных человеческих потребностей.
8.Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением.
9.Помогайте ребенку глубже познать себя. Для этого развивайте:
- уверенность, базирующуюся на сознании самооценки;
- понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих;
- умение общаться с любыми людьми.
Помните, что ребенок творит не только для себя, но и для тех, кого любит.
10.Помогайте ребенку избежать общественного неодобрения, при этом помните, что его поведение не должно выходить за рамки приличного.
11. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
Как устранить конфликты между детьми
Правило 1. Вместо того, чтобы стараться не замечать негативные чувства ребенка по отношению к брату или сестре, осознайте их сами и помогите осознать ребенку. Назовите предполагаемое вами чувство ребенка, покажите, что вы его понимаете. Осознание чувств, называние их целительно и для детей, и для родителей. Можно сделать и больше. Если вы назовете вслух не осуществляемые желания ребенка (из-за чего и возникает нелюбовь к «сопернику» - помехе для желаний), да еще и выразите свое сочувствие, это принесет эмоциональное облегчение. Это может помочь ребенку понять, что именно его тревожит и огорчает: не появление нового братика или сестрички, а страх потерять то чувство защищенности, которое давало уверенность в вашей исключительной, абсолютной любви к нему.
Когда от детей требуют хороших чувств по отношению друг к другу, у них лишь усиливаются отрицательные чувства. Когда вы позволяете ребенку испытывать негативные чувства – выслушиваете его спокойно, показываете, что понимаете его чувства, это приведет к появлению позитивных чувств.
Правило 2. Постарайтесь помочь детям найти безопасный и безвредный выход для их негативных чувств: приучайте их выражать свои чувства в символической форме (рисунок, лепка, письмо, стихи и т. д.), а не в ругани и драках. Именно этому и надо научить ребенка: осознавать свое чувство и уметь его конструктивно и безопасно выразить, а не запрещать себе это чувство испытывать. Когда ребенку нужно выразить чувства, поставьте его перед выбором пути выражения и помогите найти наиболее конструктивный для данной ситуации. Этот навык – не мгновенная реакция крика или драки, а поиск конструктивного способа справиться с проблемой – поможет ему и в будущем.
Правило 3. Вмешиваясь в драки, прекращайте их немедленно, но при этом старайтесь не заниматься выяснением того, кто обидчик, кто жертва. Уделите внимание пострадавшему ребенку, выразите веру в способность детей самостоятельно решать свои споры без драки. Не приучайте детей к тому, что их спор решают родители, поощряйте их самостоятельное решение. Надо постараться не только прервать и запретить драку, но и подсказать, как можно более спокойно и здраво разрешить конфликт, или переключить внимание детей на устраивающее обоих общее дело или помощь вам.
Правило 4. Старайтесь не требовать от детей любви для ее проявления и развития. Ваша постоянная модель поведения перед глазами ребенка.
Правило 5. Отнеситесь к негативным чувствам ребенка как к естественным чувствам, а не как к зловещим признакам того, что ребенок злой, завистливый, плохой. Важно понять: ребенок не виновен в своем неприятии, ревности, своих чувствах.
Советы детей родителям.
1.Не балуйте нас, так как это портит. Испытание нам не по силам.
2. Не бойтесь быть с нами твердыми: это поможет нам. Мы любим сильных людей.
3.Часто мы говорим и делаем все, чтобы позлить вас. Не поддавайтесь на провокации.
4. Не обижайтесь, если мы говорим грубо: мы этого не хотели. Просто нам тоже бывает больно. Мы хотели бы, чтобы вы об этом знали.
5.Не делайте за нас и для нас то, что мы в состоянии сделать сами. Вы ведь не хотите видеть нас в прислугах.
6.Не подвергайте нашу честность слишком частым проверкам и испытаниям. Это заставляет нас лгать.
7.Относитесь к нам как к друзьям, тогда мы тоже станем великодушными. Мы учимся подражать вам.
8.Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
9. Не пытайтесь отделаться от наших вопросов, ибо ответы на них мы найдем на стороне и, возможно, неправильные.
10.Никогда не отвечайте на наши глупые вопросы. Это повод для того, чтобы вы занимались нами постоянно.
11.Никогда не говорите, что в молодости вы были лучше и безгрешнее нас, иначе нам с вами не сравниться.
12.Не беспокойтесь о том, что мы мало времени проводим вместе. Значение имеет не то, сколько времени мы проводим, а как мы его проводим.
13. Наши страхи и опасения пусть вас не беспокоят. Покажите нам, что такое мужество.
14.Мы не можем успешно развиваться без вашей помощи, поддержки и одобрения.
15. К похвалам мы привыкаем, а к уместному нагоняю нет. Решайте сами, что лучше.
16. Мы любим вас. Ответьте нам тем же.
Воспитание ребёнка в семье
Правило 1. Признание личности ребёнка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.
Правило 2.Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. Формирование самооценки ребёнка ещё не умеет оценивать себя сам.
Правило 3. Приобщать к реальным делам семьи. Можно проводить мини-совещание с участием всех членов семьи, совместно планировать семейные дела.
Правило 4. Развивать силу воли ребёнка. Научить проявить выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилие для достижения цели.
Правило 5. Учить планировать. Составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.
Правило 6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполнения домашних обязанностей, поручений.
Правило 7. Научить общаться с другими детьми, людьми. Модель родительского поведения.
Правило 8. Формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.
ПАМЯТКА для родителей детей
дошкольного и младшего школьного возраста
РОДИТЕЛИ!!! ПОМНИТЕ!!!
УБЕРЕЧЬ детей от несчастья поможет выполнение простых правил:
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ детей без присмотра даже на самое короткое время: дети – исследователи, им все интересно: спички в красивом коробке, блестящий нож, ножницы, розетки, открытая дверь на балкон, открытое окно, бутылочка с яркой этикеткой…
До беды, в этом случае, – один шаг!
НЕ ХРАНИТЕ, НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ в доступном для ребенка месте спички, колющие, режущие предметы (утюг, кастрюли, сковородки, чайник, чашки, тарелки).
НЕ СТАВЬТЕ предметы бытовой химии туда, откуда их может достать ребенок: бытовая химия вызывает тяжелые отравления, ожоги глаз, кожи, пищеварительной системы.
НЕ ДАВАЙТЕ детям для игры мелкие предметы (пуговицы, шарики, монеты, бусы, конструкторы с мелкими деталями и т.п.): ребенок может взять их в рот и случайно проглотить, засунуть в нос, уши и т.д., что станет непосредственной угрозой для здоровья, а иногда и жизни ребенка.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ в доступном для ребенка месте лекарства, так как ребенок может съесть или выпить их и получить серьезное отравление, которое может поставить ребенка на грань жизни или смерти.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ открытыми (поставленными на проветривание) окна в доме (квартире): подставив стул (табуретку), ребенок влезет на подоконник, обопрется на москитную сетку, чтобы посмотреть вниз, и выпадет из окна.
НЕ РАЗРЕШАЙТЕ маленькому ребенку включать самостоятельно телевизор, компьютер, другую бытовую технику.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ включенными в сеть строительные инструменты (дрели, пилы и т.д.).
СЛЕДИТЕ, чтобы в квартире (доме) все бытовые приборы находились в исправном состоянии, электросеть не была перегружена, сетевые фильтры (удлинители) были без повреждений и не были протянуты через всю комнату (т.е. по ним никто не должен ходить, переступать через них и т.п.).
РОДИТЕЛИ!!!
ВЫ УБЕРЕЖЕТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА, ЕСЛИ ОН ТВЁРДО УСВОИТ, ЧТО МОЖНО, А ЧТО НЕЛЬЗЯ. Приучать детей к этому необходимо с самого раннего возраста.
_______________________________________________
РОДИТЕЛИ!!! ПОМНИТЕ!!!
С 23.00 ДО 6.00 – ВРЕМЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ.
Нахождение детей одних вне дома в ночное время небезопасно и поэтому ограничено.
Вы ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, где находится ваш ребенок.
Вы ОБЯЗАНЫ сопровождать ребенка в возрасте до 16 лет в период с 23.00 до 6.00 вне жилища, либо обеспечить его сопровождение совершеннолетними лицами (статья 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»).
НЕИСПОЛНЕНИЕ указанной обязанности влечет НАЛОЖЕНИЕ ШТРАФА на родителей до 2 базовых величин, повторно – до 5 базовых величин (статья 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
РОДИТЕЛИ!!! НАУЧИТЕ своего ребенка соблюдать ЗАКОН ЧЕТЫРЕХ НЕ:
- НЕ балуйся со спичками и другими зажигательными средствами.
- НЕ зажигай самостоятельно газ, не топи печь.
- НЕ включай в одну розетку три и более электроприбора.
- Не открывай дверь незнакомому человеку.
РОДИТЕЛИ!!! ОБЪЯСНИТЕ ребенку:
НЕОБХОДИМО соблюдать правила дорожного движения.
НИКОГДА не ходи с незнакомыми людьми, не садись к незнакомцам в машину.
НЕ ТРОГАЙ брошенные подозрительные предметы (свертки, сумки, пакеты), найденные на улице или в подъезде. СООБЩИ о находке взрослым или по телефону 102.
НИКОГДА НИЧЕГО не бери у незнакомых, которые тебе предлагают сладости, напитки и тому подобное.
РОДИТЕЛИ!!!
ВЫ УБЕРЕЖЕТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА, ЕСЛИ ОН ТВЁРДО УСВОИТ, ЧТО:
- Нельзя ходить купаться одному, без взрослых
- Купаться можно только в специально отведенных местах
- Нельзя отплывать далеко от берега на надувных плавсредствах, использовать самодельные устройства
- Нельзя цепляться за лодки и подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки
- Нельзя бросать в воду стекло, бутылки, мусор, камни
- Нельзя устраивать в воде игры, связанные с захватами
- Нельзя подавать крики ложной тревоги
- Нельзя играть там, где можно упасть в воду
___________________________________________________________
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА
ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!
- Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
- Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
- Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
- Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
- Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
- Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
- В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
- НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
- ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно
с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву. - НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
- Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
- Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь
с 23.00 до 6.00
ВРЕМЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
РОДИТЕЛЕЙ
Помните:
нахождение детей одних вне дома в ночное время небезопасно и поэтому ограничено законодательством
Каждый папа и мама должен:
- знать, где находится его ребёнок;
- сопровождать в период с 23.00 до 6.00 часов детей в возрасте до 16 лет, находящихся вне жилища, либо обеспечить их сопровождение совершеннолетними лицами (статья 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»).
Неисполнение указанной обязанности влечет
наложение штрафа на родителей до 2 базовых величин, повторно – до 5 базовых величин (статья 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Милиция общественной безопасности МВД Республики Беларусь
Уважаемые родители!
Хочется напомнить вам несколько советов, которые помогут вашим детям избежать опрометчивых поступков, опасных ситуаций и противостоять беде.
Запомните – дети должны соблюдать следующие правила поведения – они просты и надежны.
- Запомни свой адрес и номер телефонов (домашнего и рабочего) родителей.
- Не уходи далеко от своего дома, двора.
- Не бери ничего у незнакомых людей на улице.
- Не гуляй до темноты!
- Обходи компании незнакомых подростков.
- Береги ключ от квартиры.
- Не хвастайся вещами, которые у тебя есть дома.
- Не вступай в телефонные разговоры с незнакомыми людьми.
- Не иди на поводу у старших приятелей и подруг.
- Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
- Не отправляйся один в дальние поездки!
- Не входи с незнакомым человеком в подъезд, в лифт!
- Не открывай дверь людям, которых не знаешь!
- Договорись заранее с соседом о сигналах опасности.
- Не садись в чужую машину!
- На все предложения незнакомых отвечай «НЕТ!» и немедленно уходи от них! Расскажи об этих предложениях родителям.
- Не стесняйся звать на помощь на улице, в транспорте, в подъезде!
- В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, - кричи, вырывайся, убегай!
Один из эффективных способов привития детям навыков безопасного поведения – обучение их на конкретных примерах.
Нина и Катя жили в одном доме. И даже в одном подъезде. Но учились в разных классах. Поэтому по дороге домой им было о чем поговорить. Оживленно беседуя они вошли в лифт. И вдруг за ними, подставив ногу, - двери уже закрывались, - в лифт протиснулся парень, которого они раньше не видели. «Какой?» - спросил он. «Мне на восьмой», - сказала Нина. «А мне на десятый», - сказала Катя.
Парень нажал на кнопку 14-го этажа и…достал нож. «Раздевайтесь! Будете кричать – прирежу!» Когда лифт был между 13 и 14 этажами, он нажал на кнопку «стоп». Лифт замер … и пришла беда.
Еще пример. Родители уехали в отпуск на юг, а Наташа осталась на даче с бабушкой.
И вот однажды Наташа получила письмо. «Ты не забыла, что у меня в среду день рождения? – писала ей подружка. – Приезжай, жду». Бабушка не отпускала Наташу, но та не послушалась и уехала к подруге.
День рождения прошел очень весело. Танцевали, смотрели телевизор, играли на компьютере. Съели два огромных торта и выпили шесть пузатых бутылок фанты и пепси-колы.
Вечером Наташа возвращалась на дачу. Как назло, электричку, на которой она собиралась ехать, отменили, и пришлось ждать следующую.
В общем, когда она вышла на своей станции, уже темнело. И только она сделала несколько шагов, как кто-то схватил ее сзади. Приподнял и понес ее в кусты…
Или расскажите об этом. Случилось это в небольшом сибирском городке. Коля с родителями поехал за грибами. Машину оставили в лесу, недалеко от дороги. Коле повезло: он первым набрал грибов. И папа отправил его к машине разжигать костер и варить картошку.
Когда родители вернулись к машине, они увидели догорающий костер и рассыпанные грибы. Коли нигде не было. Они кричали, сигналили, искали кругом, но все безрезультатно.
А когда приехали поздно вечером домой, то в дверях увидели записку: «Сына получите живым, если заплатите 10 тысяч». К счастью Коля остался живым и невредимым.
Напомните и этот случай. Оля с девочками играла во дворе. Вдруг к ней подошла молодая женщина с сумкой в руке.
- Оленька, здравствуй, ты меня помнишь? Я была у вас два года назад. Я – мамина подруга. Тетя Нина.
- А мама на работе.
- Я знаю, я звонила ей и она сказала, чтобы я подождала ее дома. Ты мне открой дверь, а сама можешь еще погулять…
Еще пример. Сергей делал уроки. Вдруг – звонок. Посмотрел в дверной глазок.
- Кто там?
- Сантехник. Открой!
- А мы никого не вызывали.
- Внизу залило, надо у вас трубу посмотреть…
Без родителей или знакомых не открывай дверь. Зови на помощь.
А бывает так. Мама пошла в магазин, Лену оставила у входа.
«Стой здесь, я сейчас вернусь». Но тут к Лене подбежала маленькая собачка. Лена хотела погладить собачку, но она убежала во двор. Лена пошла за ней. А когда вернулась, то магазин куда-то подевался, а кругом стояли совсем незнакомые дома. Лена заплакала…
Что нужно сделать, чтобы найти ребенка?
Не теряйте время в пассивном ожидании. Звоните приятелям детей. Номера их домашних телефонов у вас должны быть записаны. Или иди туда, где, по вашему предположению, ваш сын или дочь должны быть. Хорошо, если в семье заведено правило: перед уходом дети говорят, куда идут или оставляют записку. Очень важно найти человека, который последним видел ребенка. Его рассказ может многое прояснить. Следующий ваш шаг – визит в милицию (по месту жительства), к дежурному органов внутренних дел.
Вы должны знать, что существует ведомственная инструкция, в соответствии которой дежурный обязан выполнить следующие действия:
- получить и зарегистрировать заявление об исчезновении человека;
- опросить заявителя;
- проверить пропавшего по учетам несчастных случаев, по больницам, моргам,
приемникам-распределителям;
- выехать лично или направить к месту последнего пребывания пропавшего человека
оперативную группу для выяснения обстоятельств исчезновения.
Но все это по инструкции…В действительности вы можете столкнуться с недобросовестными работниками милиции, которые под разными предлогами будут вам рекомендовать «не спешить», «не пороть горячку», «подождать до утра».
Не идите у них на поводу. Требуйте, чтобы ваше заявление было зарегистрировано.
Обращайтесь к начальнику подразделения, попытайтесь связаться с дежурным по городу, с городским отделом по розыску несовершеннолетних. Направляясь в милицию необходимо взять с собой последнюю фотографию ребенка. Вы должны быть готовы сообщить следующие сведения, необходимые для розыска пропавшего:
- анкетные данные;
- особые приметы (родинки, следы от операций);
- в какую одежду он был одет в этот день;
- адреса ближайших его друзей;
- а также какие обстоятельства предшествовали исчезновению (конфликты в семье, в
школе), ваши предположения о возможной причине исчезновения и то, на чем они основываются.
После подачи заявления получите его регистрационный номер. Одновременно с обращением в милицию целесообразно воспользоваться услугами телевидения, радио.
Итак, уважаемые родители, побеседуйте со своими детьми еще и еще раз, приведите им массу примеров об опасностях, которые могут произойти, и спасите своих детей и себя от беды.
Если вам нужна помощь, то звоните:
1. Комиссия по делам несовершеннолетних - 4-12-05
(заместитель председателя КДН Антипенко Наталья Викторовна);
2. Инспекция по делам несовершеннолетних - 2-33-10
(начальник ИДН Мельников Александр Николаевич, участковый инспектор ИДН Стельмашок Юрий Станиславович);
3. Социально-педагогический центр Речицкого района - 3-52-53
(директор центра Головко Петр Иванович),
2-30-08
(социальный педагог центра Козлова Мария
Геннадьевна);
4. Сектор охраны детства отдела образования
Речицкого райисполкома – 3-20-26
(заведующий Ковальчук Ольга Михайловна);
5. Главный специалист отдела образования
Хаврукова Нина Николаевна - 4-11-92;
6. Председатель Комсомольского с/с
Данченко Александр Сергеевич - 73-2-19.
<script></script><script></script>