План мероприятий по профилактике в Гомельской области в 2021 году преступлений в сфере киберпреступности
Как не стать жертвой интернет-мошенников
Не сообщайте кому-либо сведения о банковской карточке,
паспортные данные и коды доступа.
В Беларуси участились случаи телефонного мошенничества — вишинга. Мошенники звонят клиентам белорусских банков, представляются сотрудниками службы безопасности либо просто сотрудниками банка, под тем или иным предлогом просят предоставить данные о банковской платежной карточке, паспортные данные, коды, приходящие на телефонный номер, логины и пароли от системы дистанционного банковского обслуживания.
Злоумышленники также могут использовать программы-анонимайзеры. В таком случае при входящем звонке клиент банка будет видеть на своем телефоне номер банка, размещенный на официальном сайте. Вместе с тем мошенники могут подменить не телефонный номер целиком, а одну цифру в нем. Таким образом, клиенту сложнее визуально идентифицировать оригинальность номера банка.
Для большей правдоподобности злоумышленники используют
в качестве фона звонка шум работающего колл-центра банка.
Один из основных сценариев обмана выглядит следующим образом: при звонке злоумышленник представляется работником банка, сообщает, что в отношении счета клиента производятся мошеннические действия. По легенде, чтобы предотвратить несанкционированный перевод либо снятие денег в банкомате, клиенту нужно предоставить информацию о банковской платежной карточке либо другие данные.
Еще один сценарий — злоумышленник звонит держателю карточки и говорит о том, что на его имя якобы оформлен кредит. Для его отмены также нужна уточняющая информация.
Обращаем Ваше внимание, что при звонке клиенту банк всегда знает всю необходимую информацию. Сообщать кому-либо данные о банковской карточке, паспортные данные, коды категорически запрещено. Как только собеседники начинают узнавать подобную информацию, рекомендуем завершить звонок и перезвонить на номер банка, указанный на его официальном сайте.
Кроме того, акцентируем внимание, что мошенники выманивают деньги через взломанные страницы или страницы-клоны («фейковые страницы») в социальных сетях — якобы от имени друга приходит сообщение с просьбой дать данные банковской карточки для перевода денег. Злоумышленники также могут притворяться покупателями: под маской заинтересованности они обращаются к продавцу и говорят
о намерении купить его товар в интернете. Продавцу предоставляют ссылку, перейдя по которой клиент вводит свои реквизиты, и тем самым передает их злоумышленнику. В дальнейшем мошенник использует
их для денежных переводов.
Зафиксировано немало случаев, когда злоумышленники просят мобильный телефон под предлогом звонка, а затем устанавливают на него программное обеспечение для несанкционированных денежных переводов. Волна звонков телефонных мошенников продолжается. Отдел по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий рекомендует проявить бдительность, никому не передавать конфиденциальную информацию.
ПАМЯТКА для родителей
Уважаемые родители!
Обеспечим интернет-безопасность
наших детей совместными усилиями!
Белорусские школьники пытались покончить жизнь самоубийством из-за игры в интернете. В их среде это не называется суицидом. Здесь чаще употребляют глагол «выпилиться». И это основная цель игры «синий кит». Преодолев «увлекательный» квест из 50 заданий, игрок навсегда станет китом и выбросится на берег… А если без метафор – спрыгнет с крыши, ляжет под поезд или наглотается таблеток. Это всё похоже на сюжет страшного фильма, но нет, это сюжет игры, которая стала популярной в России и уже дошла до Беларуси.
1 марта 2017 года Следственный комитет Беларуси возбудил уголовное дело за доведение до самоубийства. 15-летняя девочка из Минского района приехала ночью в Минск, где хотела сброситься с технического этажа высотного дома. К счастью, смелости на эту глупость у подростка не хватило. Она передумала прыгать, но порезала себе руки и вернулась домой. Мама срочно вызвала «скорую». Позже оказалось, что девочка состояла в одной из групп в социальной сети и получала задания от своего куратора и пригнуть с крыши – это её задание в игре.
Второй случай произошел с одиннадцатиклассницей из Витебска, которая пыталась перерезать вены. Девочку вовремя доставили в больницу, а позже следствие выяснило, что несколько месяцев ее в одной из групп в социальной сети настраивали на самоубийство.
К счастью, оба подростка остались живы.
В учреждениях образования проводится разъяснительная работа среди школьников о последствиях подобных общений в социальных сетях. В ней принимают участие психологи, сотрудники правоохранительных органов, медицинские работники. Бесспорно это очень важная работа.
Но спасти своих детей могут только родители, близкие люди. Общением, вниманием, пониманием, своей любовью к самому дорогому человечку.
Резкая смена настроения, круга общения, имиджа – уже должны насторожить родителей. Если ребёнок засиживается допоздна за компьютером – это повод для серьёзной тревоги. Если ребенок спит, когда должен бодрствовать, а поздним вечером закрывается в своей комнате и включает компьютер – это также повод для серьёзной тревоги. Важно в подростковом возрасте не потерять контакт с ребенком. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью может прийти к маме или папе, а не выплёскивать незнакомым людям в сети интернет.
Мы помним, как в детстве мамы учили нас не открывать дверь незнакомцу, не разговаривать на улице с чужими людьми.
А сейчас с детского сада надо детей приучать:
* не общайся в сети с незнакомцами;
* добавляй в друзья в соцсетях только тех, кого знаешь лично;
* не выкладывай откровенных фотографий, предназначенных только для близких людей;
* не сообщай свои геоданные, отключи службы геолокации в приложениях;
* соблюдай приватность в чатах, помни, что твои сообщения может прочесть чужой человек.
Это и только это – правила безопасности в сети.