Единый урок, посвященный Неделе родительской любви
Примерная матрица единого урока, посвященного Неделе родительской любви,
для учреждений общего среднего образования
Целевая установка: формирование представления о семье и семейных ценностях как основе общества; воспитание чувства любви и уважения к родителям.
Методическая установка:
Предложенная матрица единого урока является примерной, при ее реализации необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, особенности и традиции учреждения образования.
В помещении, в котором будет проходить урок, может быть оформлена выставка книг соответствующей тематики, рисунков «Моя семья», фотовыставка «Мои любимые родители», «История моей семьи», «Вся семья вместе – и душа на месте».
Структурный компонент единого урока |
Содержательный компонент единого урока (1-4 классы) |
Содержательный компонент единого урока (5-8 классы) |
Содержательный компонент единого урока (9-11 классы) |
Вводный этап |
Педагог напоминает учащимся о том, что ежегодно 14 октября в Республике Беларусь отмечается День матери, а в 2022 году установлен новый праздничный день – День отца, который отмечается 21 октября[1]. В промежутке между этими датами отмечается Неделя родительской любви. Педагог акцентирует внимание учащихся на значении родительской любви и семейных ценностей в жизни каждого человека. В Республике Беларусь поддержка семьи является национальным приоритетом. Семья выступает важнейшим источником формирования и развития личности, воспроизводства человеческого капитала, накопления и передачи традиций, духовных и нравственных ценностей. https://president.gov.by/ru/belarus/social/zashhita-naselenija/podderzhka-semi Педагог акцентирует внимание учащихся на поддержке государством института семьи. Более подробную информацию учащиеся 8-11 классов получат 26 октября 2023 года в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») на тему «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания). Учащимся предлагается выполнить задание «Незаконченное предложение» (Приложение 1) |
||
Основной этап |
Беседа «Что такое семья? Что объединяет членов семьи?» Задание «Важное слово» Конкурс «Наш семейный фотоальбом» Задание «Обсудим» (Приложение 2) |
Беседа о родительской любви на основе анализа стихотворения В. Берестова (Приложение 3) Работа в группах «Семейные ценности» (Приложение 4) |
Задание «Дом мечты»: 1 этап «Мудрые мысли о семье» 2 этап «Заповеди семейного счастья» (Приложение 5) |
Заключительный этап |
Продолжить фразу о семье: Мне радостно, когда ... Мне грустно, когда ... Я люблю ... Я хочу … Педагог предлагает учащимся нарисовать портрет, написать эссе, стихотворение или сфотографировать своих родителей и организовать выставку под общим названием «Родители глазами детей». На странице класса в соцсети организовать фоточеллендж #ВМЕСТЕСРОДИТЕЛЯМИ, разместив свои фотографии с родителями. Задание «Полезные советы (лайфхаки) для родителей и детей» (Приложение 6) Задание «Ромашка с пожеланиями» (Приложение 6) |
Приложение 1
Задание «Незаконченное предложение»
Учащимся предлагается продолжить предложение.
Семья – это…
Я думаю, что счастливая семья – это…
Семейные ценности – это…
Традиции семьи – это…
В моей семье принято...
Приложение 2
Беседа «Что такое семья? Что объединяет членов семьи?»
Педагог предлагает отгадать загадку:
У меня есть мама.
У меня есть папа.
У меня есть бабушка.
У меня есть дедушка.
У меня есть брат.
У меня есть сестра.
А у них есть я!
Вместе мы – …
Семья – самое главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Семья – это семь «Я». Педагог предлагает учащимся подобрать семь слагаемых счастья любой семьи. Например, «Я» – большая, «Я» – дружная, «Я» – творческая, «Я» – крепкая, «Я» – трудолюбивая, «Я» – уважаемая, «Я» – спортивная.
Вопрос для обсуждения: Что объединяет членов семьи?
Задание «Важное слово»
Педагог рассказывает учащимся притчу.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то.
Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано несколько раз одно и то же слово…
Вопрос для обсуждения: Как вы считаете, какое слово мог написать глава семьи?
Педагог предлагает выполнить задание: Каждая команда – это семья. А у каждой семьи должен быть свой дом. На столах у каждой команды лежат домики. Необходимо на крыше домика написать качества, которые позволяют семье жить в любви и согласии (например: верность, забота, взаимопонимание, уважение, терпение, дружба, прощение, милосердие, чувство долга).
Конкурс «Наш семейный фотоальбом»
Учащиеся приносят на урок семейные фотографии и готовят небольшие рассказы о своей семье.
Примерный план рассказа: Чем занимаются родители? Хотите ли вы стать похожими на них? Почему? Какие качества в своей маме (своем папе) вы цените больше всего?
Задание «Обсудим»
Педагог предлагает послушать рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Седьмая дочь», вдуматься в его смысл; определить, на что хотел обратить внимание автор.
Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.
Когда она вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.
– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.
– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.
– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.
– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.
– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.
А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матери обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете, что для мамы было дороже: красивые слова или добрые дела?
- Как вы думаете, что могла бы каждая из дочерей сделать для мамы?
- Чем вы можете отблагодарить свою маму за ее материнскую любовь и заботу?
- Какую главную мысль заложил автор в свое произведение?
- Почему автор именно так назвал свое произведение? А какое название вы можете предложить?
Педагог предлагает послушать отрывок из стихотворения Самуила Маршака «Хороший день».
Вот портфель, Пальто и шляпа. День у папы Выходной. Не ушел Сегодня Папа. Значит, Будет он со мной. |
Что мы нынче Делать будем? Это вместе Мы обсудим. Сяду к папе На кровать – Станем вместе Обсуждать. |
Вопросы для обсуждения:
- Как вы понимаете название «Хороший день»? Для вас какой день хороший?
- Кто остался дома? Почему?
- Почему мальчик решил, что папа дома?
- Как думаете, мальчик с папой часто обсуждают планы на выходной?
- А вы любите, когда выходной и мама с папой дома?
- Чем вы обычно занимаетесь вместе с папой?
- Чему научил вас папа?